Что такое хорошо, а что такое плохо
Казахстан не просто идет в ногу со временем, если речь касается о цифровизации социальной сферы, экономики, взаимоотношений с государством, - во многом мы опережаем и Европу, и США. Не говоря уже о развивающихся странах или соседях по СНГ (это часто не одно и то же). Мы ругаем наше электронное правительство, - где-то медленно, каких-то услуг нет, что-то не работает, - зачастую не понимая, что львиная доля доступных нам оцифрованных процессов для большинства стран мира - история из области фантастики.
«Цифра» идет
Цифровизация тем временем является процессом, затрагивающим вообще все чувствительные для жизни сферы. Цифровые технологии проникают в нашу жизнь на порядок быстрее, чем абсолютно любые другие инновации за всю историю человечества. Всего за последние 20 лет ими удалось охватить порядка 50% населения развивающихся стран.
Технологии оказывают прямое влияние на развитие мировой экономики, видоизменяют наше отношение к расстояниям, литературе, кинематографу и даже любви. Трансформируют общество, коммуникации, бизнес, государства. При этом о полной цифровой трансформации экономики, бизнеса и государственных услуг речь шла давно. Причем не только в Казахстане. Начался этот процесс задолго до пандемии и связанных с ней ограничительных мер. Но именно локдаун и карантинные ограничения дали цифровизации решающий толчок.
Если говорить конкретно о госуслугах, то можно привести в пример тот факт, в октябре 2020 года на заседании Комиссии по вопросам внедрения цифровизации при президенте РК заявили планы по их 100%-ному переводу в онлайн к 2025 году, а ровно через год, в октябре 2021-го, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин, выступая на правительственном часе в мажилисе, рассказал, что 90% государственных услуг в Казахстане на отчетный период оказывается в электронном формате.
Свой продукт
Казахстан – первая страна на постсоветском пространстве, заявившая о намерении создать централизованный общедоступный сервис для получения государственных услуг в онлайн-формате. Основополагающим принципом работы портала «электронного правительства», созданного в 2006 году, стало обеспечение доступного, понятного и комфортного взаимодействия между гражданами и государственными органами. К 2021 году государственные услуги через интернет с помощью смартфона получают более 7,6 миллиона граждан.
О существовании портала egov.kz, согласно результатам социологического исследования Общественного фонда «Центр прикладных исследований «TALAP», знает более 90% казахстанцев». При этом 7,8% респондентов (всего в выборке опроса 450 человек из разных регионов страны) «что-то слышали» про портал госуслуг и только 0,4 затруднились с ответом.
Цифровизация влияет на все. Самый неочевидный ракурс: создание независимого от внешних обстоятельств продукта (февраль 2022 года показал, что обстоятельства бывают разные), который в критических условиях не остановил бы цифровую экономику так, как это, например, случилось в России. В Казахстане таким продуктом можно назвать Kaspi. И чем меньше ИТ-рынок зависит от технологий, подходов и решений извне, тем лучше. Одним из таких примеров можно назвать и нашу «Асисту», уникальную сервисную систему ИТ-аутсорсинга.
Непопулярная позиция
Немало копий было сломано вокруг сделки, которая до февраля могла стать для Казахстана сделкой века. Речь идет о том, что новую цифровую платформу для госуслуг должен был разрабатывать российский «Сбер». Журналисты, блогеры, общественные деятели и просто неравнодушные граждане переживали о том, что данные граждан Казахстана попадут не просто в руки злоумышленников, но злоумышленников из другой страны.
Давайте будем честными: было бы желание. Большинство специалистов сходится на том, что при всех достоинствах (по миру человек в среднем может получить 14 госуслуг онлайн, у нас речь идет о 200), система несовершенна. И главная ее проблема, которую, собственно, и решала в теории идея господина Мусина, заключается в том, что сейчас она представляет собой огромное количество разных баз данных. Если система одна, то в ней может быть, например, 30 уязвимостей, а если это 30 систем, объединенных общими задачами, но разных, то речь идет о 3000 уязвимостей. Опыт «Сбера», компании, которая работает с потенциальной емкостью население практически в 10 раз больше, чем в Казахстане, эту проблему мог бы решить. И решить достаточно быстро. Помимо прочего такая система в разы сократит госаппарат (только нужно ли это кому-то на самом деле?), а вложения (очень серьезные, это нужно признать) окупятся за полгода, если не меньше.
С одной стороны нельзя не признать: предела совершенству нет и при помощи «Сбера» наши госуслуги стали бы еще лучше, и быстро, но с другой - теперь перед казахстанским ИТ-сообществом, гипотетически, стоит очень крутой вызов. Мы можем стать лучше своими силами. А это, напомним - вопрос стратегический.