Как изменилась профессия ИТ-специалиста

Как изменилась профессия ИТ-специалиста

Все статьи

Профессия айтишника сильно усложнилась за последние годы. Если сравнивать с другими, например, технолог горячего или холодного цеха в общепите, то можно увидеть, что там профессии не изменились концептуально, глобально. Да, кирка в условной добыче угля сменилась комбайном, но фундаментальные принципы остались прежними. Чего не скажешь про ИТ-сферу. 

Информационные технологии стремительно вошли в нашу жизнь и меняют ее устройство. Привычки, мировоззрение. Наличие телефонов и компьютеров, навигаторов, смартчасов, программ для учета калорий или отслеживания сердцебиения во время занятий спортом, утилиты для бухгалтерского учета и автоматизации бизнес-процессов на предприятиях самого разного масштаба. Все это меняет нас. Мы даже не заметили, как оказались в будущем из фантастических романов конца прошлого века и все чаще используем слово «гуглить» вместо «помнить». 

Профессия ИТ-специалиста усложнилась пропорционально отраслевым трансформациям. Раньше в жизни и бизнес было не так много цифрового содержания и потому услуги ИТ-специалиста были стандартизированы, а задачи более узкоспециализированными и простыми. Усложняются они последние 10 лет с такой же бешеной скоростью, с какой из профессии «вылетает» огромное количество людей. Айтишнику нужно постоянно развиваться, каждый день и час. А чем больше человек умеет и знает, тем дороже стоит. Чтобы объяснить, что конкретно тут имеется в виду, можно привести такой пример. Раньше существовала такая организация, как проектный сантехнический институт, где разрабатывались чертежи зданий. То есть такие организации существуют и теперь, но существуют в качестве эволюционных анахронизмов, так как по сути один человек может выполнять работу сотни людей. Быстрее и точнее. Это стало возможно благодаря тому, что в архитектуру пришли информационные технологии.

Можно взять совершенно любую сферу и, используя такой ракурс, увидеть, как она на самом деле изменилась. Строительство, продажи, финансовые услуги. При этом концептуальный конфликт состоит в том, что отраслевые фундаментальные перемены люди принимают легко, – мол, да, стало сложнее, окей, – но отказываются разбираться в том, сколько изменений произошло «под капотом» этих инноваций, то есть, в частности, в компетенциях специалистов. И в разработке, и в поддержке, и в самой структуре работы как таковой. Например, отдельного упоминания стоит ИТ-юриспруденция, где и без того сложный словарь утяжелен теперь специфической терминологией. 

Двадцать или даже пятнадцать лет назад практически любой ИТ-специалист, учитывая наши вводные, был универсальным солдатом. Как мастер на советском СТО, который «в одного» починит вам примерно все. Теперь дело обстоит иначе. То, что делал один человек пятнадцать лет назад, делают минимум 10 человек. Причем у каждого своя глубокая специализация. Возвращаясь к стройке: один человек не может отвечать и за проводку и за укладку крыши. Только ИТ-технологии настолько автоматизированы, что существуют специалисты по установке каждого отдельного кирпича. Причем специалист должен четко понимать, как, то есть по какому конкретно принципу встроены в общий проект все другие одинаковые на обывательский взгляд кирпичи. Иначе архитектура не будет работать. 

Развитие электронной коммерции в целом и рынка доставки, если рассматривать частности, меняет мир вокруг на бытовом уровне: уже не нужно никуда ходить. Пару кликов, и ты получаешь все, что хочешь. Речь уже давно не только об острых крылышках. Что касается такси, то есть даже такой отдельный термин – «уберизация», которая практически похоронила стандартный способ передвигаться по городам на такси. Всю эту сложную инфраструктуру поддерживают десятки ИТ-специалистов. Некоторые названия специализаций и понять-то сложно, даже прочитав в десятый раз, а некоторые и прочитать. («Айтишник», к слову, это вообще кто? Это как «какой-нибудь врач», но разве неважно в контексте, пластический хирург или проктолог?). 

Факт: об ИТ-специальностях, которые сейчас входят в Топ-10 самых востребованных в мире, 10 лет назад даже и не слышали. Это особенность отрасли. Мы и представить себе не можем, что будет еще через 10 лет.

На первый взгляд может показаться, что две ключевые мысли этого текста противоречат друг другу. Сначала речь о том, что один человек может заметить сотню, заходя на территорию других профессий в плане цифровизации и автоматизации, затем мы говорим, что некоего «ИТ-специалиста» больше не существует, профессия невероятно автоматизирована. Ответ прост: верно и то, и это. Ведь главное слово, которым сегодня можно охарактеризовать ИТ-отрасль, меняющуюся со второй космической скоростью в то самое время, пока вы доедете завтрак – это парадокс. И всем участникам рынка нужно об этом помнить. 


Похожие статьи